Nikola Stock

Американский стартап Nikola неспроста сравнивают с Tesla Илона Маска. Их роднит производство электрогрузовиков, амбициозные руководители и имя знаменитого ученого. Но хоть инвесторы уже высоко оценили «двойника», у компании впереди непростой путь

Фото: Nikola Motor Company
В июне акции Nikola начали торговаться на американской бирже Nasdaq. Очень быстро стоимость специализирующейся на создании экологически чистого транспорта компании из Феникса достигла $30 млрд.

С тех пор стоимость Nikola упала до более разумных $10,5 млрд. Впрочем, и это уже очень неплохо для бизнеса, которому только предстоит выйти в прибыль. Один из самых многообещающих продуктов компании — грузовики на электроаккумуляторах или водородных топливных элементах.

Взлет Nikola еще больше убедил топ-менеджеров европейского автопрома в том, что рынок ценных бумаг США играет по каким-то своим правилам. Ведь Tesla, несмотря на скромную прибыль, оценивают в $275 млрд. А это больше, чем суммарная стоимость пяти крупнейших европейских автопроизводителей.

Но, по крайней мере, теперь у европейцев есть доля в нашумевшем проекте. Хоть Nikola и была основана 38-летним американцем Тревором Милтоном, не окончившим колледж, в компании полагаются на специалистов «старого света». Немецкий поставщик автозапчастей Robert Bosch помог американскому предприятию создать электротрансмиссию. А первые грузовики Nikola будут выпускаться на немецком заводе итальянской Iveco — автоконцерна, за которым стоит семья миллиардеров Агнелли. И Bosch, и Iveco владеют более 6% акций Nikola. CNH Industrial, которой принадлежит Iveco, подорожала на $1,5 млрд после инвестиций в американского производителя.

Главный вопрос заключается в том, сможет ли стартап, сильно зависимый от посторонней помощи, добиться столь же завидной оценки, как и Tesla, которая в основном делает все самостоятельно. К тому же, если европейские производители действительно настолько хороши, то почему же они сами не создали конкурента американской Tesla?

Возможно, все дело в недостаточной дерзости. Все-таки название, напоминающее о знаменитом ученом, — не единственная причина, по которой Nikola сравнивают с Tesla. Милтон настолько активен в Twitter, что, пожалуй, мог бы затмить самого Маска. Амбиции обоих мужчин выходят за рамки создания простого производства экологичного транспорта — и Милтон, и Маск планируют заниматься выработкой и хранением чистой энергии. И несмотря на то что Nikola сосредоточена на выпуске грузовиков, компания также развивает несколько потребительских продуктов, среди которых и пикап под названием Badger. Непрофессиональных инвесторов это очаровывает не меньше, чем презентация Cybertruck Илона Маска.

Но несмотря на то что обе компании заняты созданием электрогрузовиков, у них есть и принципиальные различия. Первое касается водорода: если Маск пренебрежительно относится к нему, то Милтон считает, что это идеальный вид топлива для долгих поездок на грузовике. Второе отличие касается отношения к аутсорсу производственных процессов.

В самом начале пути Tesla сотрудничала с Lotus, которая помогла создать модель Roadster. А концерн Daimler поучаствовал в оборудовании салона для Model S. Кроме того, Tesla работает с Panasonic, выпускающей гальванические элементы. И все же Маск известен тем, что пытается полагаться на собственные технологии, и неважно, идет ли речь об электротрансмиссии, беспилотных системах или автомобильных креслах.

По данным аналитика Cowen Джеффри Осборна, в Nikola разработали собственное программное обеспечение, информационно-развлекательную систему, систему управления расходом батареи, а также аэродинамические решения. Для всего остального компания наняла сторонних специалистов. Более 200 сотрудников Bosch были вовлечены в создание грузовиков Nikola. В частности, они работали над электромотором, аккумулятором и водородным топливным элементом. Теперь права на интеллектуальную собственность принадлежат и Nikola, и ее поставщикам.

Впрочем, уже можно сказать, у кого больше опыта. На данный момент Nikola оформила 11 патентов в США — это 1% от того количества патентов, которое ежегодно оформляет Bosch. «Мы платим Bosch, чтобы она помогла нам соответствовать стандартам этого рынка», — рассказал Милтон.

Впрочем, у того, чтобы отдавать часть работы на аутсорс, есть свои плюсы. В Nikola работает всего 300 сотрудников, но при этом ее грузовики уже скоро сойдут с конвейера. Работа с поставщиками помогает избежать задержек производства и проблем с качеством продукции — именно эти несчастья преследовали Tesla.

Кроме того, такая стратегия помогает эффективно расходовать средства. В прошлом году у Nikola на исследования и разработку ушло всего $68 млн. Tesla потратила $1,3 млн. После выхода на IPO объем денежной наличности Nikola составил $900 млн (пусть это не такая уж значительная сумма для автоиндустрии). С помощью Iveco Nikola планирует запустить собственное производство в Северной Америке. Недавно компания начала строительство завода стоимостью $600 млн в Аризоне.

Независимо от того, как привлечение сторонних партнеров повлияет на оценку Nikola, есть и другие вещи, которые могут расстроить планы компании.

Строительство станций подзарядки — краеугольный камень бизнес-модели стартапа. Но с учетом того, что каждая водородная станция стоит $17 млн, это обойдется недешево. Кроме того, компания выходит на высококонкурентный рынок, где полно более опытных и финансово состоятельных игроков. Принадлежащая Daimler компания Mercedes-Benz упустила момент производства электрокаров и позволила Tesla вырваться вперед. Надо полагать, компания не повторит эту ошибку с электрогрузовиками.

Daimler — крупнейший в мире производитель грузовиков. И в следующем году концерн должен запустить производство моделей eActros и eCascadia. Кроме того, немецкий гигант сформировал совместное предприятие со шведской Volvo — они будут работать над водородными топливными элементами. В самих компаниях оценивают это совместное предприятие в €1,2 млрд, что заставляет задуматься о том, насколько справедлива оценка Nikola.

Но даже если стоимость Nikola выглядит раздутой, невероятный взлет стартапа все же говорит об интересе инвесторов к компаниям, работающим над экологичным транспортом, но при этом не выпускающим традиционные автомобили. У европейских производителей действительно большой опыт, но им стоит научиться покорять инвесторов. Иначе это сделает кто-то другой.

Больше статей Bloomberg Opinion ищите на сайте.

Автор: Крис Брайант
Перевод: Маргарита Кудрявцева

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5f2aabda9a794747d1f87064?utm_medium=trigger&utm_source=email&utm_campaign=trial_15day_nocustom&utm_term=5f2aabda9a794747d1f87064

от MXS.ru